четверг, 11 октября 2012 г.

Дети и родители на школьном старте



Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет ваша позиция - уважаемые родители наших воспитанников!  Некоторые родители сегодня зачастую либо самоустраняются от процесса воспитания ребенка, либо излишне загружают его посещением кружков, секций, студий.
 Предлагаю вам ответить на вопросник «Готов ли родитель к школе?»
Выберите наиболее близкий вариант утверждения.
  1. Часто ли Вы с ребенком опаздываете (в гости, в детский сад и т.д.?)
  2. Есть ли у ребенка в доме свое рабочее место?
  3. Считаете ли Вы большим минусом для развития первоклассника отсутствие в доме компьютера?
  4. Является ли хорошая книга прекрасным подарком для начинающего школьника?
  5. Затруднительно ли для Вас оказывать помощь Вашему ребенку при выполнении им домашних заданий?
  6. Следите ли вы за тем, чтобы на рабочем месте ребенка всегда были  хорошо заточенные карандаши, заправленные фломастеры, краски и бумага для поделок?
  7. Всегда ли ребенок рассказывает Вам о своих успехах и проблемах?
  8. Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому?
  9. Делится ли ребенок с Вами тем, что волнует, по собственной инициативе или только после того, как Вы его спросите об этом?
  10. Купили ли Вы его  (или только собираетесь купить) будущему первокласснику портфель? Считаетесь ли при выборе покупки с его мнением?
Оценка результатов опроса
1.Максимальное количество положительных ответов на вопросы №1,2,5,7,9,10.
Вы склонны слишком преувеличивать роль учебных учреждений в вопросах обучения и воспитания Вашего ребенка. Поэтому семья оказалась недостаточна готова к поступлению ребенка в школу. У ребенка скорее всего возникнут затруднения в 1 месяцы обучения , что связано с недостаточно развитым чувством ответственности, отсутствием навыков систематического труда. Понятие порядка для Вашего ребенка мало, что значит, а это серьезный повод для недовольства учителя и, следовательно, переживаний первоклассника. Положение усугубляется тем, что ему будет трудно понять истинную причину своих неприятностей. И вряд ли Вы сможете ему помочь, так как он не привык делиться с Вами своими трудностями.
2.Максимальное количество положительных ответов на вопросы №2,4,6,7,8, 10.
2.Вы заблоговременно позаботились о ребенке. У него сформировались необходимые навыки систематического труда. Этому способствовали как Ваш положительный пример, так и включенность ребенка в жизнь семьи. Для него будет бременем Ваш повышенный интерес к его успехам и оценкам в первом классе.
Ребенок привык к вниманию и доброжелательной оценке своих скромных усилий.  Он может отличить качественный результат от халтуры и поэтому привык подбирать средства для достижения желаемого результата. Ваша огромная заслуга и помощь ребенку в подготовке к школе заключается в том, что Вы предоставили ребенку этот выбор качественных средств и научили ими пользоваться.
 3. Максимальное количество положительных ответов на вопросы №1,3,4,5,7,9.
Вы не очень обременяли себя заботами об организации условий и режима жизни ребенка. Это оправдано, если ребенок хорошо адаптирован к условиям детского сада, обладает хорошим здоровьем и весьма любознателен. У него скорее всего не возникнет затруднений при поступлении в школу. В противном случае, возможны некоторые затруднения, связанные с отсутствием должной мотивации к учебной деятельности, а также физическим перегрузкам.
Анкета «Насколько вы готовы быть родителем школьника (автор А.Колеченко )
Родителям предлагается оценить правомерность следующих утверждений:
  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока- непосильная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница-его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый  взрослый человек.
  10. Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему –либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»
Полученные результаты дадут возможность воспитателям помочь родителям учесть индивидуальные особенности ребенка при подготовке к школе, научиться предвидеть и избегать проблем школьной адаптации.
2.Вопросы- ответы на тему: «Подготовка детей к школе»
1.«Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе? »
В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи.
 На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправлять.
 2.«Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?»
Не более 20-30 мин, если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.
3.«Если  ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»
Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление  ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
4.«Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать? »
Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребенка с одного деятельности на другой, предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:
 -он кого-то обидит;
 - его кто-то обидит;
 -у него что – то заболит;
 - он потеряет какую – то вещь;
- он не пойме, как выполнить задание и т.д 
5.«Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?»
     Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника, т.е. стремление ребенка стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
   Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на учебу в школе.
 6Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?»
    Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость.  Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.
Почему ребенку трудно управлять своим поведением?
      Потому что у него недостаточно развита воля. Управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.
7.«В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?»
    При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся деловыми. Тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.
8.«Могут быть ограничения в просмотре телепередач
для дошкольника?»
    Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И твердо придерживаться относительно принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так как взрослый. Поэтому лучше смотреть программу вместе с ребенком и обсуждать впечатления от увиденного.
9Почему все дети одинаково овладевают чтением,
письмом?»
Ведь со всеми в равной степени занимаются
воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель? Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но главная - у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски цветной бумаги разного цвета и размера и с их помощью учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал': ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об увиденном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем возрасте становятся основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
3.Кризис 7 лет
Кризис 7 лет обычно совпадает с периодом в жизни ребенка, когда он идет в школу.
Это кризис  саморегуляции,  напоминающий  кризис 1 года.
 Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый,  он  вдруг  начинает предъявлять претензии на внимание к себе,  поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в  поведении  появляется  демонстративная наивность,  которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой,   кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
 Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта,  и этот период характеризуется утрированными  формами поведения.  Ребенок не владеет своими чувствами  (не может сдерживать,  но и не умеет управлять ими).  Дело  в том,  что,  утратив одни формы поведения,  он не приобрел еще другие.
Базальная потребность – уважение. Любой старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому,  на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена,  то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").
 Дети учатся  удовлетворять  свои  физические  и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются.  Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и  сверхнеобходимый самоконтроль.  Э.Эриксон говорит,  что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые  помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально"приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта  и  инициативы.  Если  же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то  проступки,  это  может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
Уважаемые родители наберитесь терпения, будьте внимательны к своим детям и просто любите их!
4. Советы родителям будущих первоклассников:
  1. Помните: дети, как и мы, взрослые, нуждаются в успехе!
  2. Запомните слагаемые школьного успеха:
-психофизическое здоровье;
-интерес к школе, желание учиться, стать школьником;
-желание и умение общаться с окружающими;
-положительное самоощущение, самооценка;
-нравственно-волевая готовность;
-специальная готовность (умение писать, читать, считать).
3. Как правильно общаться с ребенком:
-безусловно, принимайте его таким какой он есть;
-активно слушайте его переживания, мнения
-как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма, записки;
- не вмешивайтесь в его занятия, если он может справиться самостоятельно;
-помогайте ему, когда он вас об этом не просит;
- поддерживайте и отмечайте его успехи;
-рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами;
-разрешайте конфликты мирно;
-используйте в обращении фразы, вызывающие положительные эмоции;
-обнимайте и целуйте друг друга чаще, не скупитесь на ласку.
4. Укрепляйте здоровье будущего первоклассника дома:
-соблюдайте режим дня;
-обеспечьте ребенку рациональное питание;
- обеспечьте ребенку полноценный сон;
-больше гуляйте, ребенку необходимо достаточное пребывание на воздухе;
-соблюдайте профилактические санитарно0гигиенические процедуры в течении дня;
-проводите с ребенком занятия физической культурой и спортом.
Уважаемые родители! Предлагаем Вам памятку, которая поможет подготовить ребенка к школе. (раздаются каждому родителю)
5.Памятка для родителей, будущих школьников        
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- уметь четко произносить все звуки речи;
- уметь интонационно выделять звуки в словах;
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь произносить слова по слогам;
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;    
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых
на море», «За грибами» и т.д.);
- уметь составлять несколько предложения: о предмете;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- знать автора прочитанного стихотворения;
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
- знать цифры от 0 до 10;
- уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
- знать знаки  +,  -,  =,  <,   >;
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь измерять с помощью линейки;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между»,  ориентироваться на листе;
В области представления об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель,
береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
- уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);
- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень — желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);  
- знать названия 1-3 комнатных растений;
- 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.
- знать названия всех дней недели, времена года, месяца.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- в какой стране он живет, в каком городе,  какой улице, в каком доме, несколько других стран.
- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
- звать правила поведения в общественных местах и на улице.

Если вам понравилась статья, если вы провели анкетирование, напишите, в какой категории вы оказались,буду рада ответить и на другие интересующие вас вопросы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий